В ноябре 2020 года российский авторынок показал рост на 5,9%: россияне купили 157 580 новых автомобилей. Таким образом, продажи росли второй месяц подряд. Эксперты Ассоциации европейского бизнеса объяснили это падением курса рубля и периодом новогодних распродаж, когда многие машины распродают со скидками.
Однако весь год авторынок проваливался в яму. В первой половине 2020 года в России было продано 635 959 новых легковых автомобилей, что на 23,3% меньше, чем в том же периоде прошлого года. В апреле 2020 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на рекордные 72,4%. Объем российского авторынка составил 38,9 тыс. авто, что на 102 тыс. машин меньше, чем в апреле 2019 года.
Как прокомментировали в АЕБ, «Для производителей и дилеров прошедшие полгода напоминали американские горки: небольшой подъем в начале года, беспрецедентно резкое падение в апреле—мае и медленное восстановление в июне». Виной тому – режим самоизоляции. Впрочем, в 2020-м все беды можно списать на коронавирус.
Компания Ssangyong подала иск в суд о признании ее банкротом. Суммарный долг автопроизводителя перед кредиторами на сегодняшний день достигает 150 млн долларов. Внедорожники SsangYong довольно успешно продавали в России в середине 2000-х годов. Затем в 2009 году компания оказалась на грани банкротства, от которого ее двумя годами позднее спасли индийские инвесторы.
Давний партнер BMW в Поднебесной, компания Brilliance Automotive Holdings Limited (Brilliance Auto), тоже признана банкротом и будет реорганизована. Активов Brilliance Group недостаточно для выплаты всех ее долгов, однако у группы есть некие ресурсы для спасения. В частности, партнерство с концерном BMW и совместное производство автомобилей и автокомпонентов в Китае.
Весь год автопроизводители корректировали стоимость своих автомобилей. Одни повышали цены на весь модельный ряд, другие – лишь на отдельные модели или комплектации. В итоге многие покупатели попросту не смогли себе позволить новый автомобиль. Как результат – продолжилось сокращение авторынка.
Только в ноябре 2020 года нашу страну покинули четыре модели. В частности, Chery прекратила поставки кроссовера Tiggo 7. Теперь российским клиентам предлагают автомобиль следующего поколения – Tiggo 7 Pro. Компания General Motors завершила поставки автомобилей Chevrolet Camaro. Покинул российский рынок и французский кроссовер Renault Koleos. Он был единственной моделью марки в России, производство которой так и не локализовали.
«АвтоВАЗ» серьезно урезал гамму Lada Granta. Из прайс-листов седана исчезли комплектации Luxe для 87-сильного мотора и «механики». Кроме того, хэтчбек и универсал с 106-сильным мотором и МКПП больше нельзя заказать в комплектации Luxe Prestige, для покупателей седана и лифтбека такую возможность сохранили. Убрали с сайта также «драйверскую» Granta Drive Active с «роботом», сохранив только версии с механической коробкой передач. Наконец, в ноябре с официального сайта Volkswagen исчезла версия рестайлингового Passat с 2,0-литровым мотором.
Производство автомобилей в России с января по сентябрь упало на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Опять же – виной тому пандемия, режим самоизоляции и ухудшение благосостояния россиян. Все это сказалось на объемах выпуска машин.
Зато нынешний год стал для Ижевского автозавода и Lada Vesta юбилейным. В сентябре отметили 5-летие с момента старта серийного производства Vesta. Также 5-летний юбилей отмечает нынче и «Икс Рэй». В октябре само предприятие отпраздновало 55-летний юбилей. А в ноябре с конвейера сошла 500-тысячная Vesta.
А вот на АО «Лада Запад Тольятти», ранее известном как GM-АвтоВАЗ, собрали первый опытный образец рестайлингового внедорожника Lada Niva. На рынок новинку выведут после завершения испытаний, ориентировочно – в 2021 году. После возвращения Chevrolet Niva в семью Lada многие надеялись на скорый рестайлинг модели. Но разразившийся коронакризис позволил внести во внешность модели лишь минимальные изменения. Внедорожник получил новый шильдик и чуть скорректированную решетку радиатора. Более глобальную «подтяжку лица» отложили на потом.
Между тем, «Автотор» рассчитывает существенно модернизировать нынешний ассортимент выпускаемых автомобилей. В частности, на предприятии хотели бы наладить сборку моделей с электрическими двигателями. В Калининграде уже создан инженерно-технический центр, а в начале 2021 года должен открыться конструкторско-технологический центр. Обе организации займутся подготовкой производства и запуском в серию электрического автомобиля.
А в Москве прошла презентация электромобиля, разработанного КАМАЗом совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ). «КАМА-1» представляет собой компактный кроссовер с третьим уровнем ADAS. Электромобиль оснащен литий-ионным аккумулятором емкостью 33 кВт/ч и электродвигателем мощностью 80 кВт. До первой «сотни» «КАМА-1» разгоняется за 6,7 секунды. Одной подзарядки хватит на 250 километров, а максимальная скорость составляет 150 км/час. В обычном режиме время полной зарядки аккумулятора займет шесть часов, а в ускоренном 20 минут.
Семейство новых моторов Р6 Камского автозавода скоро пополнится еще одним мощным агрегатом. Специалисты Научно-технического центра готовы приступить к испытаниям опытного образца 720-сильного шестицилиндрового двигателя.
Этот год стал «богат» на отзывные кампании. Машины на сервис отправляли «АвтоВАЗ», BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Yamaha, Volkswagen, Volvo, Chrysler и Dodge, Audi, Porsche, Datsun и даже Bentley.
Теперь о приятном. В 2020-м России, все же, увидела важные для себя новинки. Российский офис компании Renault представил кроссовер Duster второго поколения, который скоро появится в салонах отечественных дилеров. Автомобиль получил иную радиаторную решетки, другие фары головного света со светодиодными секциями ходовых огней. На корме появились новые квадратные светодиодные фонари с узнаваемым крестообразным дизайном, которые должны стать визитной карточкой модели.
Kia возобновила продажи кроссовера Sorento нового поколения с дизельным двигателем. Помимо этого, стал доступен обновленный кросс-хэтчбек Rio X. Он отличается от предшественника новой головной оптикой со встроенными лезвиями светодиодных ходовых огней, немного увеличенной решеткой радиатора, которая лишилась хромированной окантовки, и измененным защитным обвесом из неокрашенного пластика. По центру заднего бампера появился противотуманный фонарь, а по бокам – имитация воздуховодов.
И, конечно, главной новинкой корейского автопроизводителя стал новый компактный кроссовер Kia Xceed. Автомобиль доступен с двумя бензиновыми турбомоторами на выбор: 1.4 T-GDI мощностью 140 л.с. (242 Нм) и 1.6 T-GDI мощностью 200 л.с. (265 Нм). Двигатели работают в паре с 7-ступенчатым преселективным «роботом». Привод – исключительно передний.
Еще до пандемии в России стартовали продажи обновленного седана Volkswagen Passat. В моторную гамму вошли два бензиновых агрегата. 1,4-литровый двигатель мощностью 150 л.с. работает вместе с 6-ступенчатой «механикой» или с 7-ступенчатым «роботом». Мотор объемом 2,0 литра (190 л.с.) совместим только с коробкой DSG.
Еще одна новинка немецкого автопроизводителя – обновленный Polo. В арсенале три бензиновых двигателя (опять же на выбор) – мощностью 90 л.с., 110 л.с. и 125 л.с. Первые два идут в сочетании с 5-ступенчатой МКПП. 110-сильный также может быть оснащен 6-сутпенчатым «автоматом», а вот 125-сильный мотор агрегатируется с 7-ступенчатой трансмиссией DSG.
Летом россиянам стал доступен обновленный Skoda Rapid. «Рапиды» по-прежнему оснащаются 1,6-литровым «атмосферником» MPI, доступным в двух вариантах форсировки: 90 и 110 сил. Двигатель работает в паре с «механикой» или АКПП. Сохранилась версия с турбомотором 1.4 TSI и 7-ступенчатым «роботом» DSG.
Самые доступные версии премиального седана Audi A6 появились наконец-то в дилерской сети немецкой марки. Автомобиль с 2-литровым бензиновым мотором мощностью 190 л. с. и 320 Нм крутящего момента может разгоняться до «сотни» за 7,9 секунды.
И, конечно, в 2020-м мы все научились жить онлайн. Автопроизводители — не исключение. Мировые презентации новинок впервые в истории массово переместились в Сеть. И на том спасибо. Вот такой вот неоднозначный сложный год. Что принесет нам следующий? Поживем — увидим.