Фото: unsplash.com
В свое время Volkswagen был крупнейшим автопроизводителем в мире, но в последнее время дела идут все хуже. Первый удар нанес разразившийся в 2015 году дизельгейт, затем гонка электрокаров в сочетании с пандемией и последовавшим за ней дефицитом автоэлектроники. Серия плохих управленческий решений буквально поставила автогиганта на колени.
Когда власти США и Германии уличили Volkswagen в манипуляциях с выбросами дизельных двигателей и приговорили компанию к крупному штрафу, многие думали, что ей трудно будет восстановиться. Ко всеобщему удивлению, немецкий автопроизводитель мастерски справился с трудностями и при этом оказался сильнее, чем когда-либо прежде. В 2018 году Герберт Дисс был назначен генеральным директором Volkswagen Group и приступил к реализации амбициозного плана по превращению компании в крупнейшего производителя электромобилей в мире.
Новая первая электрическая архитектура MEB легла в основу множества электрокаров семьи VAG. К 2030 году бренд Volkswagen должен был заменить все автомобили с ДВС электрическими аналогами. Для этого стали продвигать отдельную линейку ID. Платформа MEB не была идеальной, но это был лишь первый шаг на пути завоевания мирового лидерства в электрическом сегменте. К сожалению, этот путь оказался сложнее, чем предполагал Герберт Дисс.
В 2019 году он основал дочернюю компанию Cariad для разработки и управления программным обеспечением для электромобилей, производимых брендами Volkswagen Group. Именно провал Cariad и стал корнем всех проблем с электрической линейкой. Модели Volkswagen ID.3 и ID.4 получили невероятно ненадежное ПО, которое никак не могут отладить в течение уже четырех лет. Более того, ошибки разработчиков Cariad привели к проблемам с разработкой премиальной архитектуры Premium Platform Electric (PPE), в результате чего пострадали Porsche Macan EV, Audi Q6 e-tron и Audi A6 e-tron. Герберта Дисса отправили в отставку, но на этом проблемы Volkswagen не закончились.
Новое руководство в лице Оливера Блюма жестко положило конец всем проектам, которые начал Дисс, включая строительство многомиллиардного завода по производству электромобилей в Вольфсбурге. Volkswagen Group также остановила разработку всех платформ, посвященных электромобилям, включая более совершенную архитектуру SSP которая должа заменить MEB и дать Volkswagen Group преимущество перед такими сильными конкурентами, как Tesla. Устаревшая платформа MEB продолжает существовать с небольшими улучшениями, тогда как другие автопроизводители активизировали разработки и грозятся вытеснить Volkswagen с рынка.
Продажи электромобилей Volkswagen быстро падают на всех основных рынках, но особенно в Китае, крупнейшем в мире. На долю Китая приходится 40% мировых продаж Volkswagen, и потеря контроля над этим рынком – очень плохая новость. Китай внедряет электромобили быстрее, чем любая другая страна. Однако сейчас на этом рынке доминируют Tesla и китайские автопроизводители. Volkswagen инвестировал в китайский Xpeng Motors в качестве жеста отчаяния, но этого может оказаться недостаточно.
Когда ID.7, флагманская электрическая модель Volkswagen, была запущена в Китае, стало ясно, что немецкий автопроизводитель движется к катастрофе. ID.7 по-прежнему использует устаревшую архитектуру MEB и у него мало качеств, способных привлечь покупателей, которых больше впечатляют передовые электромобили, созданные BYD, Zeekr, NIO или Tesla. Неудивительно, что ID.7 выглядит большим провалом: за первые 3 дня продаж было получено всего 300 заказов. Для сравнения, Zeekr 007 с сопоставимой ценой получил 25 000 предварительных заказов за 9 дней. Трудно поверить, что Volkswagen ID.7 сможет сравняться с ним, если дать ему еще 6 дней.
Продажи электромобилей Volkswagen в Европе выглядят не на много лучше, и эта новая реальность нашла свое отражение в недавних остановках конвейеров на основных заводах по производству электромобилей. Генеральный директор бренда Volkswagen Томас Шефер в конце 2023 года предупредил, что «крыша горит» и необходимо принять решительные меры, чтобы спасти компанию. Хотя Volkswagen признал наличие проблем, прошло почти полгода, прежде чем был объявлен план сокращения расходов.
Согласно этому плану, Volkswagen стремится сократить время разработки новых моделей с 50 до 36 месяцев, чтобы быстрее выводить их на рынок. Это позволит Volkswagen экономить более 1 млрд евро в год в течение следующих 5 лет. Этому будет способствовать сокращение вдвое количества тестовых прототипов. Дополнительные тесты будут моделироваться с помощью программного обеспечения, что сэкономит компании еще 400 млн евро в год.
Volkswagen также попробует сэкономить 520 млн евро в год за счет сокращения сроков производства, а реорганизовав свой бизнес послепродажного обслуживания, Volkswagen планирует добыть еще 250 млн евро в год. Все эти меры направлены на экономию более 10 млрд евро к 2026 году, из них 4 млрд евро только в 2024 году. План также включает выборочные увольнения по всей компании для сокращения численности персонала.
Хотя экономия, вероятно, на какое-то время удержит Volkswagen на плаву, пока трудно поверить, что компании удастся вернуть лидерство на мировых рынках. Ускоренная разработка, вероятно, приведет к ухудшению качества, а также затруднит внедрение более продвинутых электрокаров. Все это больше напоминает не заявку на успех, а перестановку шезлонгов на «Титанике», пишет издание Autoevolution.