Фото: КамАЗ
Фото: КамАЗ
Фото: КамАЗ
«Шестидесятитонник» разработан специалистами «камазовского» НТЦ и является первым представителем свежего семейства автомобилей в линейке настоящих, как отмечают на «КамАЗе», карьерных самосвалов. Гамма, как ожидается, будет разнообразной – ее основу составят «карьерники» с колёсной формулой 8х4 и 10х6, грузоподъёмностью от 45 до 70 тонн.
Габариты презентованного самосвала: 11040x2530x3950 мм. Несмотря на приличные размеры, грузовик обладает манёвренностью на уровне самосвалов 8х4. При этом соответствие габаритов требованиям ПДД позволяет «КамАЗу» без груза перемещаться в том числе по дорогам общего пользования.
«Сердце» гиганта — рядный 12-литровый 500-сильный дизель КамАЗ Р6. Коробка — гидромеханический «автомат», и это, по словам Сергея Назаренко, главного конструктора инновационных автомобилей НТЦ «КамАЗ», для карьерной техники такой грузоподъёмности самое подходящее решение, поскольку позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности.
У данного грузовика колёсной формулой 10х6 три задних моста являются ведущими: две первые оси и последний задний мост – управляемые (колёса поворачиваются). На ведущие колёса приходится более 72% сцепного веса самосвала — это выше, чем у дорожных самосвалов 8х4, и практически достигает показателей самосвалов 6х4. Отсюда неплохая проходимость.
Задние ведущие мосты — полноценный тридем. Это значит, что распределение крутящего момента происходит в равной пропорции между ними. Самосвальная и, что очень важно, обогреваемая платформа на 26 «кубов» с днищем и боковинами из «толстой» стали не боится больших и твёрдых глыб горной породы. Кузов, угол наклона которого равен 50 град., имеет специальный защитный козырёк над кабиной.
По словам Сергея Назаренко, модель с индексом «65805» проектировали под увеличенные до 12 тонн допустимые нагрузки на рулевые оси и ведущие мосты с нагрузкой до 21 тонны. Многослойные шины Michelin X Works типоразмера 325/95R24 рассчитаны на эксплуатацию на дорогах невысокого качества (гравий, грейдер), строительных площадках с раскисшим грунтом и карьерах со скальной крошкой».
Заводской эксперт пояснил: если у карьерных самосвалов 4х2 на 6 колёс шириной 600 мм приходится 90-95 тонн, (26,39 тонны на 1 метр линейный), то у «КамАЗа» при меньшей на 3-9% полной массе на 5 осей давление распределяется через 16 колёс шириной 325 мм при меньшем линейном давлении (16,73 т/м). «С учётом диаметра колеса (2,2 метра против 1 метр у «КамАЗа») получается удельное давление в пятне контакта у КамАЗа ниже на 10-30% — это снижает нагрузку на дорожные покрытия технологических дорог», — уточнил г-н Назаренко.
Он также заметил, что все применённые агрегаты только что миру явленного самосвала полностью готовы для превращения его в беспилотный. Остаётся лишь установить элементы машинного зрения, сенсоров, связи и блок принятия решений, чтобы грузовик смог самостоятельно работать в карьерах без участия водителя.