Фото: unsplash.com
Простота конструкции и технического обслуживания изначально были одними из главных аргументов в пользу покупки электрокара. Однако, на практике электромобили также испытывали проблемы с качеством, подпадали под массовые отзывные кампании, а ремонт иногда затягивался из-за нехватки запчастей. Теперь на горизонте замаячила новая проблема.
Все основные преимущества электрокаров смогли прочувствовать лишь первые владельцы. Автомобили неизменно привлекали внимание на дороге, а власти обеспечивали субсидии на покупку, налоговые льготы, бесплатную зарядку и прочие привилегии. По мере того, как электрокары начинают пользоваться массовым спросом, льготы постепенно отменяют. Более того, владельцев облагают повышенными сборами, а с техобслуживанием и ремонтом все чаще возникают проблемы.
В обозримом будущем владельцы электрокаров могут столкнуться с трудностями при поиске квалифицированного механика. По данным Бюро статистики труда США, которые приводит Automoblog, по состоянию на 2019 год в автомобильном сервисе было занято более 655 тысяч американцев. Сообщается, что только каждый третий из них прошел переподготовку для обслуживания современных автомобилей (229 тысяч сотрудников) и только чуть более 3 тысяч мастеров имеют сертификацию для обслуживания электромобилей. Другими словами, всего 1,4% американских механиков умеют чинить электрокары.
Пока электрокары в США не получили действительного массового распространения, никакой проблемы нет. По статистике, на одного обычного механика приходится 1 270 автомобилей с ДВС, а на одного специалиста по электрокарам – только 807 «электричек». Но в ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться.
Все большее число старых гибридов, обслуживание которых также требует специальной подготовки, начинают нуждаться в ремонте, а первому массовому электрокару, Tesla Model S, уже более десяти лет. Гарантия на них закончилась, а значит, все больше владельцев электромобилей захотят обслуживать свои машины не у официальных дилеров, а в сторонних сервисах, поближе к дому. Но обычный механик может не справиться с высоковольтной трансмиссией. Им потребуются не только специальные знания, но также изолированные инструменты, защитное снаряжение и другое специальное оборудование. Если раньше неумелый механик мог лишиться пары пальцев, то ошибка в обслуживании Tesla грозит смертельной электротравмой.
Компания Ford уже расширила учебный план, ввела дополнительные часы по изучению устройства электрокаров и увеличила набор обучающихся. Однако по данным Market Watch, низкий доход и высокая стоимость первоначальных затрат отталкивают молодых механиков. Опытные мастера выходят на пенсию, парк автомобилей постепенно стареет, а притока молодых кадров недостаточно.