Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Фото: Иван Братуха
Воздухом не надышаться
Поезд с вагончиками проезжает по ущелью между крутых скал, а внизу которого петляет и бурлит речка Курджипс. Некогда она была полноводной, сейчас почти что ручеек. Форель, говорят, водится, но не в том количестве, как раньше. В былые годы, как говорится, и «деревья были большими».
Кто бывал в ущелье летом, подтвердит, что здесь нет дефицита в пышной растительности – порой кажется, что ты в джунглях. При этом деревья и скалы дают ту прохладу, которой днем с огнем не сыщешь на равнинных участках Кубани. Мы же посетили Гуамку зимой – и в этом, скажем так, есть свое очарование: пока ехали по равнине, ни намека на снег. Паровозик же забирает пассажиров на высоте что-то около 400 метров, поэтому морозец и белый пух здесь никого не удивляют. А какой здесь воздух, ребята! На Кавказе другого и быть не может.
1707 метров вверх по шпалам
От небольшой автомобильной парковки до посадки на поезд несколько сотен метров. Дорожку оккупировали продавцы сувениров, так что без магнитика на память не уедете. Туристический тепловоз ТУ8-0427 тащит за собой 3 пассажирских вагона ПВ40. Если туристов много, можно зараз увезти 210 человек. Да, будет немного тесновато, а кто сказал, что только вас и ждали?! Паровоз ходит раз в час, за световой день делает 9 рейсов туда и обратно. Длина туристического маршрута – 1707 метров. Конечная остановка у кафе, которое так и называется – «1707». Это место известно также как Домик космонавта, поскольку в 1971 году здесь побывал уроженец Кубани космонавт В.С. Горбатко после своего первого полёта в космос.
Дальше можно пешком – и в этом есть своя прелесть. Виды роскошные. Так бы шел и шел выше в горы, благо, что наверху жизнь теплится, как и в годы освоения ущелья. Пока вы едете в вагончике, вагоновожатая из числа местных жителей вкратце расскажет о том, что узкоколейная железная дорога была проложена сквозь Гуамское ущелье в годы одной из сталинских пятилеток, а именно в 1928-1931 годах. Естественно, трудом, а иногда и жизнями заключенных и репрессированных.
Ради леса не щадили жизни
Потомки Павки Корчагина прорезали в скалах железную дорогу не ради мифических целей социализма. Все куда банальнее: нужно было каким-то образом вывозить лес, которого выше по течению гораздо больше, чем на равнине. Долгие советские годы узкоколейка связывала отдаленные горные посёлки и служила в том числе для перевозки пассажиров и различных грузов. Люди ездили по дороге утром на работу, а вечером домой.
Жизнь в здешних местах, наверное, так бы и протекала в рабочем режиме, но в 2010-м случился сильный оползень, и магистральная линия протяжённостью 59 км перестала функционировать в полном объеме. Доехать до п. Мезмай было невозможно вплоть до 2017-го. В настоящее время движение восстановлено, но курсируют исключительно туристические поезда с аудиоэкскурсиями об истории живописного местечка.
Вагоны того, еще советского поезда были мало обустроенными – как рассказывают старожилы, летом в них перепотеешь, зимой, наоборот, можно замерзнуть. Под туристов вагончики, естественно, переоборудовали, так что никакого дискомфорта во время экскурсии вы не испытаете. По словам наиболее удачливых путешественников, в ущелье можно увидеть белок и енотов, есть даже, говорят, горные козлы, но встреча с ними – слишком редкое явление.
Чтоб врагу не досталась
Если немного пройтись вверх после конечной остановки, можно увидеть на скале мемориальную доску. Оказывается, до этих мест докатилась Вторая мировая. В годы войны железнодорожное полотно было разорвано, так как была поставлена цель не пропустить фашистов в сторону Сочи. Кроме того, в здешних окрестностях успешно действовали партизанские отряды, выполнившие в конечном итоге поставленную задачу. А уже после окончания боевых действий в ущелье доставили пленных — для восстановления путей.
Экскурсионный паровозик работает каждый день, кроме вторника, с 9.30 час. до 17.30 час. Стоимость билета в одну сторону составляет 250 рублей (взрослый) и 125 рублей (детский), при этом дети до 7 лет имеют право передвигаться бесплатно. Пешие проходы от кассы до кафе «1707» осуществляются каждый день до 8.30 час. или после 18 час. Во вторник пеший проход открыт на протяжении всего дня. Проход от кафе «1707» до п. Мезмай открыт на постоянной основе.