Что продается на вторичном авторынке?
Лидирующую позицию на рынке занимают Lada. За полгода россияне приобрели 522,5 тыс. отечественных машин. Тем не менее, это на 16,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вторую строчку рейтинга занимает Toyota с показателем 251,1 тыс. перепроданных авто (-9,8%). Замыкает тройку лидеров Nissan. За 6 месяцев 2020-го под этим брендом было перепродано 126,4 тыс. машин, что хуже прошлогоднего результата на 11,2%. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
По объему рынка на «Ладу» приходится 24%. Самой популярной моделью на вторичке в первой половине нынешнего года стала Lada 2114, которая разошлась тиражом 52,7 тыс. штук. Эта цифра на 18,6% меньше, чем в 1 полугодии прошлого года.
Также неплохо продаются на рынке подержанных автомобилей Hyundai и Kia. Однако и у корейских автопроизводителей за полгода результат отрицательный: 116,6 тыс. (-9,6%) и 112,5 тыс. (-5,5%) соответственно.
Почему падает спрос на б/у машины?
Как говорят специалисты, отрицательная динамика обусловлена, прежде всего, влиянием пандемии. Сервисы по перепродаже автомобилей с пробегом временно приостановили работу во втором квартале 2020 года из-за введения режима самоизоляции. К моменту, когда началось постепенное ослабление ограничительных мер, доходы многих россиян существенно снизились, поэтому спрос на покупку автомобилей уменьшился и, как следствие, снизилась прибыль перекупщиков.
Другая причина падения продаж подержанных машин – обвал рубля. В марте 2020 года цена на нефть снизилась до критической отметки: впервые кривая стоимости опустилась ниже нуля. Нефть обесценилась, а вместе с ней упала стоимость российского рубля на валютном рынке. А далее – инфляция, резкий скачок цен и снижающиеся доходы населения привели к замедлению продаж на авторынке.
Однако рынок подержанных автомобилей держится уверенно в сравнении с рынком новых автомобилей. В апреле 2020 года автодилеры зафиксировали падение продаж на 64% по сравнению с апрелем 2019 года.
« Снижение продаж автомобилей с пробегом связано не только с ограничениями, введенными из-за пандемии, но и с ростом цен на вторичном рынке в след за ценами на новые авто. Так, наиболее востребованные 3-5-летние авто прибавили в цене 3-3,5% за первое полугодие 2020 года, что привело к сокращению спроса на такие марки, как Toyota, Nissan, Hyundai, Kia, Chevrolet, Volkswagen, Renault, Ford и Mitsubishi. Несмотря на это, рынок авто с пробегом пострадал от пандемии значительно меньше, чем продажи новых автомобилей. »
Владимир Желобов, директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр»
|
К чему приведет падение продаж на вторичном авторынке?
В связи с тем, что спрос падает даже на подержанные машины, встает справедливый вопрос: а не приведет ли все это затишье к снижению уровня автомобилизации? С одной стороны, это хорошо для экологии, развития альтернативных средств передвижения и изменения транспортной ситуации в мегаполисах. С другой – может привести к росту безработицы, поскольку в автомобильной сфере задействовано большое число населения.
Аналитики уверяют: бить тревогу рано. Основное негативное последствие падения продаж автомобилей с пробегом – увеличение средней стоимости транспортного средства на рынке. Другая возможная проблема – дефицит подержанных автомобилей, снижение количества сделок в дилерских центрах по программе «Трейд-ин». Таким образом, автодилеры рискуют потерять до 10% доходов. Кроме того, в России может замедлиться процесс обновления автопарка.
« Говорить об уменьшении автомобилизации в стране, на мой взгляд, преждевременно. Продажи люксовых авто сохранились на прежнем уровне и, скорее всего, будут стабильно расти в ближайшее время. Некоторые автомобилисты успели приобрести новые машины эконом и комфорт класса по сниженным ценам. Продажи на вторичном рынке начнут постепенно восстанавливаться. Те, кто желал поменять имеющийся автомобиль на машину с пробегом, возможно, повременят с покупкой, поэтому спрос начнет расти через несколько месяцев. »
Алексей Тузов, независимый эксперт автомобильной отрасли
|
Что касается прогнозов по итогам года, специалисты не спешат их давать. Распространение эпидемии носит волновой характер, поэтому комментировать авторынок трудно. Неизвестно, будет ли вторая волна коронавируса и как она отразится на экономике страны. Очевидно лишь то, что ситуация на вторичном авторынке будет складываться благоприятнее, чем на рынке новых авто. Резкого скачка цен не будет, но и роста спроса в обозримом будущем не предвидится. Для того, чтобы отрасль восстановилась, потребуется приблизительно 2-3 года.
Доля дилерского сегмента в реализации авто с пробегом увеличится до 20%, а в ближайшие годы достигнет 25% всех продаж за счет освоения новых возрастных сегментов. Так, например, реализация автомобилей старше 10-12 лет сейчас практически не встречается у дилеров. Это, вероятно, изменится.
Вторичный авторынок тоже нуждается в помощи государства. На сегодняшний день справедливо было бы ввести послабления по уплате налогов для площадок и компаний, которые работают на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся сделками «Трейд-ин», могут упросить процедуру сдачи автомобиля, сделать более выгодные условия для владельцев и покупателей. Таким образом удастся увеличить доходы с продаж.