



За уникальную коллекцию из 120 автомобилей Saab было уплачено порядка 4,1 млн долларов. Зато теперь любой желающий может прикоснуться к истории одного из самых уважаемых автопроизводителей в мире. Взрослый входной билет стоит 120 шведских крон (порядка 1100 рублей), для детей от 4 до 19 лет – вдвое дешевле.
Saab 92 (1950)
Saab выпустил свой первый серийный автомобиль в 1950 году. Под капотом трудился двухцилиндровый мотор мощностью всего 25 л.с. в паре с 3-ступенчатой коробкой передач. Передний привод и удивительно обтекаемый дизайн, вдохновленный фюзеляжами самолетов, сделали Saab 92 одним из самых передовых в своем сегменте. Модель выпускалась практически в неизменном виде до 1980 года.
Saab Monstret (1959)
В 1955 году на автомобили Saab начали устанавливать трехцилиндровый двигатель, а четырьмя годами позже инженеры компании предложили выпустить гоночный автомобиль на базе Saab 93, оснащенный сразу двумя такими моторами. Суммарная отдача силовой установки достигала 138 л.с. Автомобиль прозвали Monstret (швед. «Монстр»). На старт он так и не вышел, для него просто не смогли подобрать подходящую гоночную серию.
Saab 99 Elecrtic Van (1976)
В 1976 году, задолго до того, как слово «электрификация» стала модным маркетинговым термином, в линейке Saab появился электрокар. Фургон Saab 99 перевели на электричество для работы на шведской почте, но в серию он так и не пошел.
Saab 99 Turbo (1977)
Благодаря модели Saab 99 Turbo за компанией утвердилась репутация производителя мощных автомобилей. Инженеры смогли выжать из 2,0-литровой турбочетверки 145 л.с. – впечатляющий результат для 1970-х годов. По счастливой случайности выход новинки на рынок совпал с ростом мировых цен на нефть и увеличением спроса на более экономичные, но при этом не менее мощные автомобили.
Saab 900 (1978)
В 1978 году Saab 99 превратился в Saab 900, которому суждено было стать одной из самых популярных моделей марки. За следующие 15 лет было выпущено более 900 тысяч экземпляров. Автомобиль подкупал просторным салоном, чего удалось добиться благодаря увеличению колесной базы. В семейство Saab 900 входили помимо хэтчбеков также универсалы, кабриолеты и «заряженные» версии SPG и Aero.
Saab 9000 Aero (1992)
Мощный седан Saab 9000 Aero стал настоящей сенсацией Парижского автосалона в 1992 году. Марка с гордостью говорила о нем, как о самом быстром автомобиле в своей истории. Четырехцилиндровый турбомотор объемом 2,3 литра выдавал 225 л.с.
Saab 9-3 Viggen (1999)
После перехода под крыло General Motors, хэтчбек Saab 9-3 Viggen стал попыткой конкурировать с немецкими марками. Переднеприводный автомобиль оснастили 225-сильным мотором, а владельцы были неприятно удивлены его управляемостью. Американское подразделение Saab даже предложило покупателям Viggen пройти двухдневный курс по вождению на трассе Road Atlanta, чтобы научиться управлять им. Предложением воспользовался каждый третий клиент.
Saab 9-7X (2004)
Первый кроссовер Saab 9-7X дебютировал на автосалоне в Нью-Йорке в 2004 году. Поскольку Saab в то время входил в концерн General Motors, новинку построили на одной платформе с Chevrolet TrailBlaze, из-за чего ее прозвали «Trollblazer». У автомобиля была и «заряженная» версия Aero с 6,0-литровым V8 мощностью 390 л.с.
Saab 9-3 Independence Edition (2011)
В феврале 2010 года General Motors продала марку Saab голландской компании Spyker, специализирующейся на выпуске спорткаров. Годовщину «освобождения от гнета General Motors» отметили специальной версией кабриолета Saab 9-3 под названием Independence Edition («Независимость»). Тираж составил 366 экземпляров – по одному на каждый день года и еще один в ознаменование начала второго года. Новинку представили в феврале 2011 года, а в декабре Saab объявил о банкротстве.
Saab 9-3 Retroturbo (2017)
В 2012 году компанию Saab приобрела National Electric Vehicles Sweden (NEVS). В 2017-ом в честь 40-летнего юбилея Saab 99 Turbo был выпущен Saab 9-3 с 260-сильным турбомотором. Автомобиль построили в единственном экземпляре.
• Осенью 2019 года в Швеции продали на аукционе последний экземпляр Saab 9-3 из музея марки в Тролльхеттане. Первоначально запрошенная сумма в 450 тысяч шведских крон увеличилась до итоговых 465 тысяч, что эквивалентно 3,1 млн рублей в пересчете по актуальному курсу.
• Руководители National Electric Vehicle (NEVS) отказались возрождать шведский бренд Saab. Автомобили консорциума будут выпускаться под новым именем. Первая модель появится уже в 2018 году.
• Cтартап Sono планирует начать на бывшем предприятии фирмы Saab в Швеции серийное производство своих бюджетных электрокаров, оснащенных солнечными батареями.