Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото: dailysabah.com
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото пользователя 110km.ru
Фото: dailysabah.com
Наибольший рост отмечен в «коммерческом» секторе — в период с января по ноябрь 2020-го включительно турки приобрели 139 107 автомобилей — это на 92,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оно и понятно: в стране, жители которой активно разводят помидоры, пикапы и развозные фургончики априори не могут быть обделены вниманием.
FIAT выезжает на «коммерции»
Наиболее успешными на местном рынке остаются те бренды, что в свое время наладили локальные сборочные производства. Лучший total-показатель продемонстрировал FIAT, сумевший реализовать за 11 месяцев 118 492 новых автомобиля. Львиная доля продаж концерна (113 884 ед.) пришлась на модели локальной сборки. Импорт при этом минимален – всего 4 608 ед.
С «итальянцами» предприятие Tofaş-Fiat имеет дело не одно десятилетие, и FCA, для справки, сегодня является для него «материнской» компанией. В разные годы завод, расположенный в Бурсе, тиражировал такие известные, в том числе у нас, модели, как FIAT 124, 131, Tipo, Albea, Uno, Bravo, Marea, Palio, Siena и др.
Актуальный модельный список предприятия скромнее, и его основу составляют коммерческие машины — Doblo, Qubo, Fiorino (седан Linea здесь скорее исключение). Этого, впрочем, вполне хватает для того, чтобы «делать погоду» на «малоазиатском» рынке – показатели 11 месяцев 2020-го яркое тому подтверждение.
«Мраморные» Renault в Россию не поставляют
Не знаю, правильно ли будет применить избитое выражение «наступает на пятки», но доля правды в нем все же есть. Французский Renault, сумевший реализовать в Турции за указанный период времени 86 979 новых автомобилей, оказался на почетном 2 месте. Галлы также располагают в Турции собственными сборочными мощностями, поэтому не удивляет, что 76 596 отгруженных потребителям машин имеют местный VIN.
Завод Renault в Турции является крупнейшим сборочным предприятием компании за границами Франции. В свое время предприятие выпускало различные модификации Megane и Clio Symbol, и мы, россияне, хорошо знаем те машины. Памятны времена, когда в России ежегодно продавалось до 15 000 «меганов». Подержанный парк этих автомобилей в России сегодня представлен преимущественно II и III поколением. 7-9-летние версии компакт-хэтчбеков зачастую укладываются в полмиллиона рублей. Чуть более старшие модификации и того дешевле — 240-400 тыс. рублей.
Завод Oyak-Renault также располагается в Бурсе, и его история не меньше «фиатовского» соседа. Основа современной линейки местных Renault — Clio IV, Clio V, Clio Sport Tourer, Yeni Megane Sedan. Увы, ни одна из машин на нашем рынке не представлена. И это притом, что довольно солидный процент турецких «Рено», как и прежде, поставляется на экспорт.
Причин, почему мы не видим у себя Renault с берегов Мраморного моря, немало, вплоть, я думаю, до политических. Однако, во главе угла все же экономика. Российский авторынок не сегодня и даже не вчера начал демонстрировать потребность в кузовном пристрастии к SUV-сегменту, а у турков, согласно продуктовой линейки Oyak-Renault и Tofaş-Fiat, с кроссоверами, мягко говоря, слабовато.
Пассивная «электризация»
Свежие данные местной Ассоциации автомобильных дистрибьюторов говорят о том, что в январе – ноябре 2020-го наиболее предпочтительными для турецкого покупателя были все же седаны (доля 44,1% или 233 470 ед.). И только после них шли вседорожники (29,5% или 156 269 ед.). В России, согласно открытым данным, «полноприводники» в 2 раза популярнее.
Турки по-прежнему отдают предпочтение бензиновым версиям – таковых за 11 месяцев 2020-го было продано 273 570 ед. (доля — 51,7%). «Дизельный» кусок пирога чуть менее объемный – 214 072 ед. и 40,4% рыночной доли. Автомобилей, работающих на газе, в указанный период реализовано 22 344 ед., и это худо-бедно 4,2%. Чуть меньше (18 834 ед.) турки приобрели гибридов и совсем немного электрокаров — 568 ед.
В отчете Ассоциации, к сожалению, нет конкретики относительно моделей, работающих на электрической тяге. Смею предположить, что это на 100% ввозимые модели, потому как электрический кроссовер собственного производства TOGG (проект Türkiye’nin Otomobili Girişim Grubu, активно поддерживаемый президентом Эрдоганом) еще не доехал до дилерских центров. Более того, злые языки говорят о том, что TOGG – утопический проект, и в анонсированные автопроизводителем сроки появления на рынке (конец 2022 года) электрокар точно не «засветится».
Появившиеся еще в прошлом году снимки электрокроссовера TOGG оставляют неплохое эстетическое впечатление. Равно как и технические возможности автомобиля: в базовой заднеприводной версии его оснастят 200-сильным электромотором, в версии повыше SUV получит 400-сильный агрегат и полный привод. С этим мотором TOGG, как заявлено, сможет разогнаться до «сотни» за 4,8 секунды, а на одной зарядке проедет порядка до 480 км.
И без завода «тянет в гору»
Собираемые на территории Турции модели Ford (78 191 ед.), Toyota (34 031 ед.), Hyundai (25 831 ед.) и Honda (18 575 ед.) составили костяк 11-месячных продаж на местном рынке. И на их фоне «белой вороной» выделяется результат Volkswagen – 56 970 ед. У одного из ведущих автогигантов планеты нет собственного сборочного производства на территории Турции, и все свои модели (Polo, Golf, Golf R, T-Roc, Tiguan, Tiguan Allspace, Passat, Passat Variant, Touareg) он ввозит с других заводов.
Самый доступный «Фольксваген» (хэтчбек Polo) стоит 187 300 турецких лир (1 TRY – 9,52 рубля). «Пассат» — 348 500 лир, «Тигуан» — 435 000 лир, «Туарег» — от 2 011 000 лир. Все это, для сравнения, несложно перевести в родную валюту, правда, следует учесть, что линейки двигателей для турецкого рынка и нашего заметно отличаются.
«Премиум» любят, но покупают немного
Премиальные и люксовые автомобили в азиатском государстве, падком на все роскошное и блестящее, почитаются не меньше нашего, а вот объемы продаж совсем иные. Если, к примеру, мы с вами в этом году приобрели 18 187 Lexus, 5 106 Porsche и 5 611 Land Rover, то турецкие покупатели осилили куда меньше – 125, 472 и 1 728 ед. соответственно. Есть данные и по Luxury-сектору: Lamborghini – 17 экземпляров, Aston Martin – 16 ед., Bentley – 10 ед.
Здесь ничего удивительного, потому как «хотеть не значит мочь». Средняя зарплата в Турции, согласно открытым источникам, в 2019 году составляла 1200 долларов. После налоговых вычетов, которые действуют по прогрессивной системе и составляют от 15 до 35 %, от этой суммы остается порядка 850 долларов — это 4500 лир, или порядка 43 000 рублей (плюс-минус российский показатель).
При этом, что бросается в глаза, полное отсутствие статистики по китайским маркам. Да и своих брендов, признаться, не густо – в отчете фигурирует лишь Karsan, чье сборочное предприятие расположено в Акчаларе. В модельной линейке компании отсутствуют легковые автомобили, поскольку ставка изначально делалась на выпуск автобусов. Правда, последнее время Karsan пытается наводнить местный рынок продукцией LCV, но результат, мягко говоря, не самый серьезный – всего 392 автомобиля за 11 месяцев.