Фото: Tesla
В антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» специальные устройства, телекраны («telescreen») были установлены в домах граждан и использовались для тотальной слежки и пропаганды. Современные автомобили действуют, по сути, схожим образом.
Знаменитый роман «1984» был написан в середине прошлого века, но актуален и по сей день. Проведенное американским фондом Mozilla Foundation исследование показывает, что современные автомобили могут собирать подробную информацию о вашем местоположении, состоянии здоровья, режиме дня и личной жизни, не говоря уже о биометрических данных. Причем большинство автопроизводителей уже продают собранные сведения третьим лицам.
Практически в любом современном автомобиле есть медиасистема с интернет-сервисами: радио, погода, навигация. Также они умеют сопрягаться со смартфонами по протоколам Android Auto или Apple CarPlay, имеют встроенные микрофоны и камеры. Кроме того, автопроизводители собирают данные через свои собственные мобильные приложения и веб-сайты и периодически обмениваются накопленной информацией с третьими лицами, превращая автовладельцев в ходовой «товар». Собранные данные представляют интерес для поставщиков услуг, брокеров данных, различных других смежных сервисов и даже силовых ведомств.
Из 25 автомобильных марок, исследованных Mozilla Foundation, каждая получила предупреждающую наклейку компании «Конфиденциальность не включена». Это обозначение официально относит автомобили к категории товаров и услуг с самыми плохими характеристиками конфиденциальности, которые они когда-либо оценивали. Худшие результаты в аспекте конфиденциальности предсказуемо продемонстрировали электрокары Tesla. Но и у остальных брендов дела обстоят ненамного лучше.
Все они собирают и используют гораздо больше данных и личной информации об автовладельцах, чем необходимо для эксплуатации автомобилей и взаимоотношений бренда и клиентов. «Шпионаж» включает широкий спектр данных: от медицинской и генетической информации до подробностей интимной жизни. Автомобили отслеживают стиль вождения и скорость движения, частоту поездок по разным маршрутам и даже музыку, которую вы слушаете в пути. Этот набор данных часто используют для построения дополнительных «выводов» относительно уровня интеллекта, способностей и интересов.
Самое неприятное даже не в том, что компании зарабатывают на продаже этих данных, а в том, что данные не защищены должным образом. Фонд Mozilla Foundation обнаружил, что не менее 17 из 25 автомобильных брендов за последние три года сталкивались со взломом и утечкой информации, затрагивающей конфиденциальность их клиентов. И только два производителя, Renault и Dacia, предоставляют своим клиентам право требовать удаления их личных данных, пишет Autoevolution.