Бренды уходят с рынка РФ. Что делать клиентам?
По разным причинам автомобильные бренды выводят с российского рынка определенные модели, а иногда уходят полностью сами. Так случилось, например, с компанией Ford, которая в 2019 году полностью прекратила операционную деятельность в сегменте легковых автомобилей на территории России. Тоже самое касается Opel и других марок.
В нынешнем году Cadillac оставил Россию без большого седана CT6. Летом компания Renault прекратила российские продажи коммерческих минивенов и фургонов Dokker. Также в 2020-м россияне лишились возможности купить Volkswagen Golf, Haval H2 и H6, Lada 4×4 Bronto. А с нового года нельзя будет официально купить бюджетники Datsun — бренд сворачивает деятельность в нашей стране.
Главная причина — нерентабельность бизнеса. У кого-то нет локального производства, поэтому автомобили становятся дорогими. Так произошло, например, с Mazda 3. Компания остановила поставки «тройки», поскольку стоимость модели из-за увеличившегося утилизационного сбора стала выше «шестерки» и CX-5.
Не очень популярные модели вытесняют бестселлеры рынка, поэтому производить и реализовывать такие авто опять же невыгодно. Иногда остро встает политический вопрос, как с компанией General Motors. Наконец, автопроизводители сокращают те модели, которые мешают успеху «братьев», как это вышло с Haval.
Эксперты уверяют: рядовым автомобилистам можно не бояться инвестировать средства в машины, которые в скором времени не будут продаваться в нашей стране. Как правило, при уходе с российского рынка бренд оставляет за собой обязательства по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей и поставке комплектующих на несколько лет. Например, владельцы Datsun могут не опасаться дефицита запчастей, отсутствия станций техобслуживания и расторжения гарантийных обязательств – этим займутся дилеры Nissan, состоящие с Datsun в одном альянсе — Renault-Nissan-Mitsubishi.
Площади дилерских центров японской марки, скорее всего, перейдут к другим брендам, планирующим расширение дилерской сети в России.
« Никаких сложностей и проблем с покупкой автомобилей, которые в скором времени не будут продаваться в России, нет. Производитель и дилер абсолютно спокойно будут и дальше поддерживать обслуживание таких автомобилей. Как долго — во многом зависит, конечно, от самого бренда и его политики, но это абсолютно точно гарантийный срок и существенный период после окончания гарантии. Случай с Datsun не первый на российском рынке, но все предыдущие не несли за собой никаких проблем для клиентов. Автомобили продолжали обслуживаться, получать техническую поддержку, и мы не слышали о массовых проблемах в этом смысле. Цена на обслуживание определяется рынком и никак не зависит от того присутствует модель или бренд на рынке или нет. Также хочу отметить, что когда одни уходят с рынка, на него приходят другие. Так, этим летом в России после почти пятилетнего перерыва возобновились продажи автомобилей Chevrolet массового сегмента. Первыми моделями, доступными российским покупателям, стали Chevrolet Spark, Nexia и Cobalt »
Вадим Артамонов, исполнительный директор компании «Келес Рус» (официальный дистрибьютор UzAuto Motors в России)
|
Как и в случае с Datsun, Ford прекратил локальное производство, продажи и импорт легковых автомобилей в России. Однако все обязательства по техническому и гарантийному обслуживанию легковых автомобилей до сих пор выполняют более 100 автодилеров, которые сейчас занимаются продажей коммерческих автомобилей бренда — легких грузовиков и фургонов, а также микроавтобусов на базе Ford Transit.
« Сервисные центры, выполняющие техобслуживание и гарантийные обязательства брендов, покинувших российский авторынок, не корректируют цены на оказываемые ими услуги и не нарушают рекомендаций автопроизводителя. Например, стоимость обслуживания легковых и коммерческих автомобилей Ford – одна из самых низких в сегменте. Другой пример – автопарк бренда Opel, оставившего на дорогах России после своего ухода 881 000 автомобилей, 871 800 из которых – легковые авто (по состоянию на 2019 год). Имея по возвращению в РФ всего 11 новых дилерских центров, бренд вряд ли сможет осилить обслуживание всех этих авто, а посещение владельцами Opel неофициальных СТО негативно отражается на имидже автопроизводителя »
Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК АвтоСпецЦентр
|
Что делать после окончания гарантии?
Как правило, у массовых автомобилей проблем с обслуживанием по окончании гарантийного срока не возникает. Запчасти легко добыть, да и каждый мастер адекватного сервиса способен починить машину, которая много лет присутствовала в России. Обычно через 5 лет автовладелец со средним достатком уже готов поменять машину, и его прежнее авто отправляется на вторичный рынок.
Яркий пример — Ford. Машины этой марки пользовались уверенным спросом как на рынке новых, так и на рынке подержанных автомобилей. Ford Focus до сих пор остается одним из лидеров вторичного рынка из-за признанной совокупности позитивных качеств. По данным Авито Авто, на момент окончания III квартала 2020 года в топ-10 самых востребованных моделей в целом по России Ford Focus занимает третье место после двух представителей отечественного автопрома. Обслуживать подобный автомобиль в отсутствие дилерских центров не так сложно, как может показаться. К тому же все необходимые запчасти можно заказать в специализированных центрах или найти на том же Авито.
« Наибольший спрос возникает на те модели, которые максимально отвечают потребительским качествам, независимо от того, официально продаются они или покинули рынок. Для российского водителя первоочередными качествами являются надежность и экономичность. Именно поэтому модели, которые обладают этими качествами останутся популярными на вторичном рынке, даже в случае прекращения официальной дистрибуции »
Марат Миннекаев, руководитель группы аналитики Авито Авто
|
Если выбор среди подержанных автомобилей затруднен или смущает покупателя, эксперт рекомендует отдавать предпочтение в сторону моделей, которые массово производились и продавались на рынке. Это гарантирует большое количество профильных сервисных центров и доступность запчастей.