Фото: Yandex.by
Для начала следует сказать, что с лета этого года у официальных продавцов подавляющего большинства брендов образовались очереди на покупку целого спектра моделей. По мнению экспертов, причин дефицита две — сокращение предложения в результате остановок автозаводов на карантинные каникулы и выросший (отложенный) спрос.
Оно объяснимо: вслед за ростом курса валюты цены на новые автомобили неуклонно растут. Покупатели, естественно, понимают: чем дальше, тем приобретение вожделенного ТС окажется дороже. Отсюда естественное желание совершить покупку до очередного скачка цен.
По словам Дмитрия Андреева, гендиректора Autospot, к нынешнему октябрю на дилерских складах насчитывалось более 26,8 тыс. автомобилей, доступных для приобретения через данную площадку (а это 700 ДЦ в 52 городах страны). Для сравнения: в сентябре 2019 года стоки были в 2,2 раза больше — свыше 60 тыс. ед.
Почти 2/3 текущих запасов новых автомобилей сосредоточены в Москве (41%) и Санкт-Петербурге (22%), на другие регионы приходится 37% имеющихся стоков. Больше всего у дилеров в наличии кроссоверов (45% остатков). Седанов — 28%, хэтчбеков – 9%.
Каждый пятый легковой автомобиль (20%), пылящийся на дилерских площадках, — марки Lada. Доля стоковых Hyundai — 17%, Kia — 10%, Nissan — 8%, Renault — 7,7%, Volkswagen — 6,8%. Меньшие остатки наблюдаются у компаний BMW — 4,2%, Mercedes-Benz и Skoda – 4,1%, Mitsubishi – 3,2%.
Озвучен и список брендов, у кого самые скудные автозапасы на сегодняшний день. Это Subaru, Mini, Changan, Jeep, Jaguar, Porsche, FAW, Genesis и DongFeng, притом что в 2019-м их стоки исчислялись несколькими сотнями. Отдельное слово о Datsun, компании, которая, как мы уже писали, покинула рынок РФ. Ее складские запасы на октябрь 2020-го – около 500 ед. И «сохранившиеся» малолитражки Datsun рассредоточены преимущественно по регионам.
Интересна конкретика по моделям. В сентябре текущего года чаще всего можно было встретить Lada Granta (1600 ед.) и Hyundai Creta (1500 ед.) – те самые машины, которые находятся на вершине покупательского спроса в РФ. В затылок дышат Nissan X-Trail (1400 ед., из которых 1000 ед. — на площадках московских ДЦ), Hyundai Solaris (1200 ед.) и Hyundai Tucson (900 ед.).
Вторая половина ТОП-10 выглядит следующим образом: Volkswagen Polo: (700 ед., из которых 400 находятся в Москве), Lada Vesta (примерно те же цифры, а стоки, по сравнению с 2019 годом, почти не уменьшились), Kia K5 (из почти 700 ед. половина – в столице), Volkswagen Tiguan (600 ед.) и Mitsubishi Outlander (500 ед.). Подобрать подходящие машины двух последних моделей проще у московских продавцов.
По словам экспертов, автомобилей в наличии у дилеров осталось немного, а их количество, скорее всего, продолжит сокращаться по причине высокой степени риска второй волны пандемии коронавируса, которая может привести к остановкам сборочных автозаводов. Это может привести к длинным очередям на популярные модели.
При этом наметившийся после августа высокий спрос на новые машины может продлиться до конца 2020 года. И компаниям придется предпринять все меры, чтобы суметь предложить покупателям наиболее спрашиваемые модели.